Профессиональные архитекторы Узбекистана запоздало хватаются за голову. Оглянувшись вокруг, трудно по-настоящему не обеспокоиться за будущее нашей страны. Что мы собираемся оставить потомкам? Бесформенную груду кирпичей, прикрытую кусками алюкобонда? Вопрос действительно серьезный, ведь места талантливых архитекторов, умеющих мыслить творчески, занимают далеко некомпетентные в этой сфере личности.
Но если есть одаренные личности, то узбекскую архитектуру еще можно возродить. Потребуется кадровая работа в этом направлении и диверсификация образовательного процесса. Две эти составляющие, по мнению квалифицированных специалистов в области архитектуры и градостроительства, смогут изменить понимание возложенной ответственности. Другими словами, архитектурой должны заниматься архитекторы по призванию.
Проблемы не решаются сами собой, но для их решения необходимо искоренить причины возникновения проблемы. Архитектурный кризис в Узбекистане является лишь следствием запущенности этой специальности. А запущенность — результат наплевательского отношения к делу. Для выявления причин и следствий было затрачено немало сил опытных архитекторов, к счастью, картина прояснилась и знаем с чем бороться. Вот наглядный список факторов, которые привели к деградации нашей архитектуры:
В списке также представлен ряд менее важных причин кризисной ситуации, оглашать которые бессмысленно, не устранив перечисленное. Из сего следует, что вырождение узбекской архитектуры напрямую связанно с вырождением профессии. Еще ужаснее осознавать тот факт, что заинтересованность властей в решении этой проблемы играет ключевую роль.
Все начинается с образования, вернее с педагогической компетенции нужного уровня. Без этого, отбор претендентов на обучение архитектурному искусству будет всегда безнамеренный и предвзятый. Другая проблема заключается в неумении донести правильную информацию. Будущий архитектор должен понимать, что он не дизайнер, что ему придется решать сложные инженерные задачи. Если в глазах абитуриента нет архитектурной искры, то правильней будет отправить его учиться на дизайнера.
В этом и заключается сложность проведения объективного конкурса. Часто, преподаватели сами обучались у некомпетентных архитекторов, знание которых ограничивается веб-дизайном. Но это разные вещи. В Узбекистане есть прекрасная школа архитектурного строительства с достойными наставниками. В свое время они разработали основы архитектурного строительства в засушливом климате, и это не единственное достижение.
Целый ряд экспериментальных проектов и десятки научных трудов — все это заслуги того поколения архитекторов, которые смогут передать знания в нужном объеме. Да, образование может спасти нашу архитектуру, если за обучение возьмутся не дизайнеры, а архитекторы. Мы пришли к тому же заключению — архитектура требует архитекторов!
[elementor-template id=»20929″]